Путешествия Деда Мороза

Меню


Образ Российского Деда Мороза

Все мы, независимо от возраста, любим сказки. Они хорошо заканчиваются, и добро побеждает зло. Наверное, поэтому у нас особое отношение к Деду Морозу. Его появление связано с наступлением Нового года — самого любимого праздника бесчисленных сюрпризов, новых надежд и веселья.

Дед Мороз вошел в нашу жизнь так прочно, что, кажется, существовал всегда. На самом деле это не так. Дед Мороз порожден фантазией жителей Севера Европы более двух тысяч лет назад. В обрядовые ночи они бросали за порог своего жилища лепешки, кусочки мяса, выливали чаши вина, уговаривая Мороза не злиться, не мешать охоте, не портить посевов.

Легенды и факты

Многие считают, что прообразом Деда Мороза был Святой Николай Мирликийский, который очень любил делать неожиданные подарки. Его последователей на нашей планете сохранилось достаточно много. На Британских островах — это Санта Клаус, появившийся вместе с рождественскими праздниками. Французы его зовут Пер Ноэль, итальянцы — Баббо Натале. В Греции, Румынии и на Кипре волшебников называют Василием, в честь Святого Василия Великого. В Японии особой магической силой наделен бог — хранитель горы, Сегацу Сан. Есть свои зимние сказочные персонажи в Колумбии, Африке, Южной Америке, Бразилии и далекой Австралии.

Однако, в России Дед Мороз никогда не был напрямую связан со Святым Николаем. Корни образа необходимо искать в далёком 40 веке до нашей эры. В те времена территорию современного Русского Севера заселяли различные индоевропейские племена. В их языческих верованиях особое место занимал бог Варуна — властитель холода, хаоса, звёздного неба и вод земных и небесных. В последствии легенды об этом божестве трансформировались. Имя Варуна сменилось более удобным для произношения именем Уран, но суть образа — владыки космоса, холода и вод способного награждать и карать людей — не изменилась.

С момента крещения Руси и до настоящего времени Дед Мороз и Святой Николай существуют параллельно. Будучи глубоко верующими православными, жители Русского Севера более полутора тысяч лет передавали из поколения в поколение традиции языческого периода (яркий пример Масленица и праздник Ивана Купалы). Одной из этих традиций было задабривание Мороза с целью уберечь семью, урожай и скот от гибели. Ритуал состоял в приглашении Хозяина Мороза на угощение, которое состояло из специально приготовленного овсяного киселя. Выполнять обряд доверялось самому старшему члену семьи по мужской линии. Кроме того, в эпосе древних славян существовало множество сказок и легенд о Морозе — сильном, властном, но справедливом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег и метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще — с уважением, по имени отчеству: Мороз Иванович, Мороз Васильевич.

Важной особенностью образа Деда Мороза является его связь с предками рода. До 18 века имя «Дед» было в России табуированным, то есть запрещённым к обращению, так как означало «умерший предок». К старшему в роде мужчине обращались «Деду» или «Дедко» и только после его кончины он назывался «Дед». Ряд исследователей предполагают, что в языческих обрядах и легендах Дед Мороз ассоциировался со всеми умершими предками рода по мужской линии, а общение с Дедом Морозом было чем-то вроде отчёта перед памятью предков. Благосклонность «зимнего владыки» воспринималась как одобрение предками всего, что делает семья.

Советское наследие

Чрезвычайно часто встречающееся заблуждение связано с тем, что Дед Мороз якобы является выдумкой советских идеологов, а красный цвет его шубы взят с кумача советского флага. На самом деле символом новогодних праздников Дед Мороз стал примерно 400 лет назад. Когда в России стали встречать Новый год зимой — в ночь с 31 декабря на 1 января — Дед Мороз стал главным героем праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

Внешний образ

Известный художник Александр Борисов двести лет назад, описывая суровую природу русского Заполярья впервые изобразил Деда Мороза, хозяина зимнего царства. Только в конце 19 века изображение Деда Мороза появилось в России на поздравительных открытках к Новому году и Рождеству. Он был одет в длинную красную (иногда белую) шубу, отороченную белым мехом и опоясанную кушаком, обут в сапоги или валенки. На голове — старинная шапка, в руках — небольшая елка и мешок с подарками.

В авторских сказках 18-19 веков Дед Мороз предстаёт в виде мудрого и сильного старца, способного жестоко наказать (заморозить) человека, но чаще встающего на защиту страны, природы, семьи, детей. Мороз-Богатырь и Мороз-Воевода — таким виделся Дед Мороз на рубеже 19 и 20 веков, он стал желанным гостем в каждом доме.

В России к Деду Морозу присоединилась Снегурочка. Сказки о ней бытовали еще с языческих времен, но героиней новогодних праздников она стала благодаря А.Н. Островскому, поэтично и трогательно рассказавшему ее историю в своей поэме. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая в белые или нежно-голубые одежды. Её головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Дела минувших дней

Двадцатый век стал для Российского Деда Мороза веков великих испытаний и веком триумфа. В 1918 году этот образ был запрещён советским правительством как «религиозный пережиток». Упразднено было и празднование Нового года. К 30-ым годам 20-ого века выросло целое поколение молодой советской страны для которого имя Деда Мороза должно было стать «архаичным прошлым». Но так не случилось. Народный фольклор — сказки, песни, легенды -оказался сильнее указов и распоряжений. И уже в 1934 году, сначала на Украине а потом и по всей стране, стали возрождать Новогодние утренники- «Ёлки» — на которых детей встречали добрый Дедушка Мороз со Снегурочкой. В 1935 году газета «Правда», до этого критиковавшая «пережиток прошлого», опубликовала статью, в которой автор заметил: «Как здорово, что мы подарили детям добрый светлый праздник, который мог оказаться навсегда потерянным для нас».

Середина 20 века была ознаменована появлением новых художественных произведений в которых, в качестве одного из основных персонажей, участвовал Дед Мороз. Знаменитые кино-сказки Александра Роу «Снегурочка» и «Морозко» внесли в образ сказочного волшебника новые черты. Дед Мороз стал восприниматься как персонаж наделённый исключительным дружелюбием, добротой и определённой нерешительностью. Эти черты немедленно были взяты на вооружение сценаристами и режиссёрами массовых зрелищных мероприятий. Стараясь адаптировать образ к восприятию детей, постановщики постарались исключить любое упоминание о способности зимнего волшебника судить и наказывать человека. Единственным исключением стали представители тёмных сказочных сил — Баба Яга, Леший, Кикимора, злой Волк и другие. Но даже в этом случае, Дед Мороз обращался к детям предлагая простить каверзы злых сил.

Закончить хотелось бы словами 12-летнего мальчика из одного небольшого городка. Он писал: «Здравствуй Дедушка Мороз! … Я не прошу у тебя подарков. Я просто хочу быть как ты — добрым волшебником — и приносить радость людям… » И пусть добра на нашей Земле будет больше!
 


Путешествуйте с Дедом Морозом

Великий Устюг | О Деде Морозе | Помощники Деда Мороза | Послание детям | Коллеги Деда Мороза | Костюмы Деда Мороза | Транспорт Деда Мороза | Дед Мороз и Космос | График путешествий